В помощь молодому педагогу :: ГУО "Боровлянская гимназия"

В помощь молодому педагогу

Главная : Учительская : Методическая работа : Школа молодого педагога : В помощь молодому педагогу

РЕКОМЕНДАЦИИ

молодому учителю по проектированию урока и подготовке к нему

На протяжении ряда лет в журналах, газеах; по телевидению и радио ведутся дискуссии о реформе общеобразовательной школы. Сама жизнь заставляет современного учителя искать, задумываться о том, чему учить, как учить. Особенно сегодня, когда осуществляется реформа, каждый педагог должен неустанно работать над собой, над совершенствованием своего труда.Значимость образования на современном этапе огромна. Подтверждение этому - конкурсы в ВУЗы республики.

В школе ученик формируется во всех видах деятельности. Но главной организационной формой, в которой эта деятельность реализуется, является урок.

Всё самое главное и самое важное для школьника совершается на уроке. Только на уроке можно увидеть, составить представление о том:

каковы отношения учителя с учащимися;

глубоко или поверхностно он знает свой предмет;

 кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей и т.д.

Урок - это инструмент воспитания и развития личности. Каждый учитель должен стремиться в совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально его использовать, в совершенстве освоить управление им.

Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности, ответственности учеников.

Для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

 Основные этапы проектирования урока и подготовки к нему.

1. Согласовать тему урока с тематическим и календарным планированием.

2. Определить цели и задачи урока.

3. Определить тип и вид урока.

4. Определить оптимальный объём учебного материала, расчленить его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.

Содержание учебного материала должно соответствовать требованиям программы по предмету.

5. Разработать структуру урока, выбрать наиболее целесообразные методы обучения и формы работы на уроке.

6. Выбрать оптимальные средства активизации мыслительной деятельности учащихся и спланировать действия учителя и учащихся на каждом этапе урока.

7. Определить формы и методику контроля и коррекции ЗУН учащихся. Подготовить необходимые дидактический, раздаточный материалы.

8. Определить содержание и объём домашнего задания, продумать пояснения (комментарии) по д/з.

9. Продумать форму подведения итогов урока, проведения этапа рефлексии.

10. Сделать план - конспект урока.

11. Своевременно (до урока) проверить и выставить необходимые оборудование, ТСО, наглядные пособия; сделать на доске необходимые записи.

 ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА И ЕЁ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ТЦУ - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

Если цель определена неточно, или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.

Что же представляет собой состав ТЦУ ?

Познавательный аспект ТЦУ - основной.

Он складывается из выполнения следующих требований:

1.      Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других – значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

2.      Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.

3.      Формировать навыки - точные, безошибочно выполнимые действия, доведённые в силу многократного повторения до автоматизма.

4.      Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

5.      Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

 Развивающий аспект ТЦУ

Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения.

Развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем обучение и воспитание. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы. Что же может развивать учитель?

Развитие речи: обогащение и усложнение её словарного запаса; усложнение её смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Речевое развитие - показатель интеллектуального и общего развития ученика

Развитие мышления.

Учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Овладение этими методами и означает умение мыслить!

Развитие сенсорной сферы.

Здесь речь идёт о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы.

РДС - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений и т.п. Отсюда следует, что развивающий аспект ТЦУ далеко не прост, и его нельзя сводить только к развитию мышления на уроке.

 

Воспитывающий аспект ТЦУ.

По - настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?

Это «другие люди», «я» (сам ученик), общество и коллектив, труд. Родина.

Закономерности, вытекающие из роли цели в функционировании урока:

ü насколько правильно будет определена и сформулирована учителем ТЦУ, настолько верно будут определены содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке;

- чем тщательнее будет осуществлена учителем декомпозиция ТЦУ на учебно-воспитательные задачи, тем конкретнее и стройнее будет логическая структура урока и его эффективность;

- всё «дерево целей» урока будет наиболее эффективно реализовываться в том случае, если каждый учебно-воспитательный момент будет стремиться решить свою собственную учебно-воспитательную задачу, имея в виду реализацию ТЦУ;

- чем чётче спроектирована ТЦУ и учебно-воспитательные задачи, тем чётче и логически последовательнее осуществляется на уроке деятельность учителя и учащихся.

Целенаправленное поведение педагога на уроке характеризуется умением:

- развести «цель», «средство» и «результат»;

- подчинить ТЦУ содержание учебного материала, методы и формы познавательной деятельности учащихся;

- интерпретировать ТЦУ в ученическом варианте, чётко и доходчиво ставить цель перед учащимися;

- конкретно сформулировать ТЦУ, конкретность её определяется возможностью количественно и качественно измерить продвижения к цели, фиксировать степень её достижения через решения задач учебно-воспитательных моментов;

- осознать ТЦУ путём расчленения её на учебно-воспитательные задачи и построения «дерева целей» урока;

- выбрать эффективные средства для осуществления воспитательного и развивающего аспектов цели;

- учесть и осознать последствия достижения ТЦУ.

 Конечный результат урока (КРУ)

 КРУ складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока. Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

1. Целенаправленность его деятельности на уроке.

2. Характер отношений с учащимися.

3. Индивидуально - личностный подход к учащимся.

4. Дифференцированный подход к обучению.

5. Умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся.

6. Работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений.

7. Работа по развитию познавательного интереса.

8. Работа учащихся по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности.

9. Сфокусированность усилий на формирование понятий.

10. Развитие общих способностей учащихся.

11. Объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки.

12. Эффективность усилий, развивающих личность.

13. Эффективность воспитывающих влияний.

 Результат работы учащихся.

1.      Уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке.

2.      Отношение учащихся к учебному труду.

3.      Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.

4.      Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.

5.      Наличие у учащихся познавательного интереса.

6.      Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

7.      Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

 Знать изучаемый материал - значит:

- уметь осмысленно и полностью его воспроизводить;

- уметь воспроизводить его в сокращённом виде;

- уметь выделять в материале главные положения;

- уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводить из других теоретических обобщений;

- уметь доказать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений;

- уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу;

- уметь расчленять материал на смысловые части и составлять его план в устном и письменном виде;

- уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;

- уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;

- уметь применять полученные знания на практике, т.е. решать примеры и задачи, составлять схемы, выполнять практические задания;

- уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным;

- уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;

- уметь выделять мировоззренческие и нравственно - эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним сноё отношение.

Знать — это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить!

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

СУМ — это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися.

СУМ делится на две части: необходимый материал, непосредственно связанный с темой урока, и материал второстепенный, который вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния на них, в целях подготовки к какой-нибудь работе на следующем уроке.

Требования к отбору учебного материала:

1. Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные и не выдержанные положения и факты.

2. Необходимо отобрать наиболее ценную, достаточную информацию, факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос и обеспечивающие понимание его сущности.

3. Материал должен быть организован таким образом, чтобы в нём была выделена ведущая идея, главное, основное звено.

4. Содержание учебного материала должно отражать и меюды получения знаний, типичные для данной темы.

 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения: репродуктивные и продуктивные

 МО - это важнейший компонент урока, это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приёмов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителей.

Критерии выбора методов обучения.

1.      Методы должны соответствовать цели урока, их максимальная направленность на решение всех трёх её аспектов.

2.      Соответствие метода обучения содержанию учебного материала.

3.      Соответствие МО формам организации познавательной деятельности учеников, так как индивидуальные, групповые и коллективные формы познавательной деятельности требуют различных МО.

4.      Полное соответствие МО реальным учебным возможностям школьников.

5.      Педагог, выбирая метод, должен учитывать соответствие выбора МО своим возможностям по их использованию.

6.      Соответствие МО принципам дидактики.

 Существующие классификации методов обучения.

1.      По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2.      По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.

3.      В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление  материала и т.д.

4.      По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

5.      По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический,сравнительный, обобщающий, классификационный.

6.      По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный.

Методы обучения направлены не только на обогащение учащихся знаниями и умениями, не менее важна их роль как средства общего развития и воспитания учащихся.

 Формы организации познавательной деятельности учащихся.

 ФОПД - это, по сути дела, разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.

 Краткая характеристика ФОПД учащихся:

Индивидуально - обособленная форма.

Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьниками.

Фронтальная форма познавательной деятельности.

Предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Эта форма ОПД используется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Групповаяформаорганизациипознавательной деятельности.

Величина группы колеблется от 2 до 6 человек, но не более, так как в большей группе невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

Коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

Работа в различных парах:

Статистическая: для работы  объединяются учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая: для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами.

Вариационная :В группе из 4-х человек каждый работает то с одним, то с другим, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

 Работа в парах. Общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому.

 Типы уроков.

1. Комбинированный урок.

2. Урок усвоения нового материала.

3. Урок закрепления изучаемого материала.

4. Урок повторения.

5. Урок систематизации и обобщения нового материала.

6. Урок проверки и оценки знаний.

 КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК И СОДЕРЖАНИЕ ЕГО ЭТАПОВ.

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

5. Этап усвоения новых знаний.

6. Этап закрепления новых знаний.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

 Это наиболее распространённый тип урока из различной постановки этапов, входящих в состав комбинированного урока, конструируются все остальные типы уроков.

Первое условие, повышающее эффективность комбинированного урока, - это отношения сотрудничества, на основе которых он должен строиться.

Второе условие - превращение комбинированного урока в «урок развития».

 Организационный этап.

Содержание этапа:

1. Приветствие.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка готовности учащихся к уроку.

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

5. Организация внимания.

 Этап проверки домашнего задания

Содержание этапа:

1. Выявление факта выполнения домашнего задания всем классом.

2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учащимися и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.

3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.

4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашнем задании.

5. Привлечение, когда это возможно, к проверке домашнего задания учеников-консультантов по предмету, дежурных.

6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся.

7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке.

«Задаёшь на дом - проверяй, не проверяешь - не задавай!»

 Этап всесторонней проверки знаний.

Содержание этапа:

1. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками.

2. Проверка образа мышления отдельных отвечающих.

3. Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений.

4. Комментирование (оценивание) ответов учащихся.

5. Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.

 Условия достижения положительных результатов:

использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая текстовой проверкой, которая даёт возможность за 10 - 15 минут получить ответы на 10-20 вопросов от всего класса;

практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний;

создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний;

привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных;

создание атмосферы значимости, серьёзности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Содержание этапа:

1. Сообщение темы изучения нового материала.

2. Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.

3. Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению.

4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

 Этап усвоения новых знаний.

Содержание этапа:

1. Организация внимания.

2. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться.

4. Осуществлять этот этап, как впрочем и все другие, на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учёбу и поведение становится ученик.

 Этап закрепления новых знаний.

Содержание этапа:

1. Закрепление новых знаний и умений.

2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.

4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях

5. Выработка соответствующих навыков и умений.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Содержание этапа:

1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

2. Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся любознательности (интересная постановка проблемы, если речь идёт о познавательных заданиях); если речь идёт о тренировочных заданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию навыков; апеллирование к их чувству долга; используйте стремление учащихся к признанию и оценке их труда; учитывайте индивидуальные склонности и желания.

3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания, используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося. Используйте индивидуальные домашние задания для развития способностей, особенно одаренных детей, а также добровольные задания как сильное воспитательное средство.

4. Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы её выполнения.

 Помните! Многообразие домашних заданий - преграда одностороннему развитию личности. Домашняя работа - это не количественный придаток к классной. Домашняя работа - это развитие, углубление знаний, совершенствование умения учиться.

 УРОК УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этап закрепления новых знаний.

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

 Это один из возможных вариантов такого урока. Виды: урок -лекция, урок - беседа, киноурок, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).

 УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

 1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3. Этап закрепления знаний.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

 УРОК ПОВТОРЕНИЯ

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3. Этап повторения (образуется за счет времени, отводимого в комбинированном уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов).

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

 УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап обобщения и систематизации изученного (образуется за счет времени, отведенного в комбинированном уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов).

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Особенность этого типа урока заключается в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков:

- обзорные лекции учителя;

- беседы и устный опрос;

- организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

 УРОК ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3. Этап всесторонней проверки знаний

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

 ВИДЫ УРОКОВ.

1. Лекция.

2. Семинар.

3. Конференция.

4. Диспут.

5. Консультация.

6. Экскурсия.

7. Зачёт.

8. Контрольная работа.

9. Лабораторная работа.

10. Практическое занятие.

11. Интегрированный урок.

12. Традиционный урок.

13. Творческая лаборатория.

14. Смотр знаний.

 СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

1. Живое слово учителя.

2. Использование доски, планирование записей и их расположение.

3. Использование наглядных пособий.

4. Использование раздаточного материала.

5. Использование ТСО.

6. Использование индивидуальных заданий, дифференциация.

7. Использование межпредметных связей.

8. Демонстрационный эксперимент.

9. Лабораторная работа.

10. Практическая работа.

11. Самостоятельная работа.

12. Создание проблемных ситуаций.

13. Экскурс в историю науки, жизнь и деятельность её творцов.

14. Использование некоторых форм внеклассной работы (рефераты, доклады...)

15. Практическая направленность изучаемого материала.

 КОНТРОЛЬ ЗУН.
Виды контроля: 
Способы контроля:

- вводный ;

- текущий;

- итоговый на данном уроке;

- итоговый по данной теме, разделу;

- проверка домашнего задания 
- устные (индивидуальный, фронтальный);

- письменные (самостоятельная, проверочная, контрольная работы; текст; диктант; сочинение; изложение; отзыв; индивидуальное задание и д.р.)


 РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

(критерии для анализа)

1.      Дисциплина.

2.      Оптимальный темп урока.

3.      Рациональная организация труда учителя и учащихся.

4.      Рациональное распределение учебного времени.

5.      Учет специфики предмета.

6.      Учёт специфики класса.

7.      Учёт расположения урока в расписании.

8.      Учёт психологических особенностей возраста учащихся.

9.      Учёт санитарно - гигиенических норм, требований ТБ.

10. Корректное, уважительное отношение к учащимся.

11. Доброжелательная атмосфера на уроке.

12. Культура речи учителя.

13. Адекватная и своевременная реакция учителя на возникающие проблемы.

14. Умение делать паузы (расслабление) во время работы на уроке.

15. Эмоциональный и эстетический аспекты урока.