Пилецкая Е. А. :: ГУО "Боровлянская гимназия"

Пилецкая Е. А.

Главная : Учительская : Методическая работа : Методическая копилка : Пилецкая Е. А.

Методическое сопровождение профильного обучения на уроках биологии

Из опыта работы учителя биологии высшей квалификационной категории Пилецкой Елены Александровны 

   В результате моей работы в  гимназии  я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.  Их используют все педагоги, благо  у нас у всех есть  программные и технические средства. Для биолога  кино-, аудио- и видео средства  стали очень важными этапами  на каждом уроке. Но в X,  XI классах, где учащиеся изучают биологию на повышенном уровне, я использую стратегию активной оценки (АО).

Метод активной оценки  пришел  к нам из Польши, а был разработан в Великобритании. В Республике Беларусь об этой стратегии заговорили в 2009 году, и сейчас многие школы по ней успешно работают.

«Активная оценка, – по мнению Дануты Стерна, – развивает у школьников способность к самооценке и позволяет учащимся управлять собственным обучением: получать новые знания и умения; задумываться над тем, как он что делает и чего достигает; планировать дальнейшие шаги по совершенствованию своих выводов».Основой активной оценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях: способность видеть себя со стороны и не считать свою точку зрения единственно возможной, способность анализировать собственные действия.

          АО соединяет разные активные методы в единую систему работы. Это методика, которая помогает учителям хорошо учить, а ученикам успешно учиться. Благодаря этой методике, каждый обучающийся занимается приращением умений, навыков и знаний через свою траекторию развития. Она позволяет каждому ученику продвигаться индивидуально. Николай Иванович Запрудский писал: «В активной оценке не отвергается отметка. Есть контроль с отметкой и без нее». И ученики знают, за что и когда они будут получать отметки.

Приступая к изучению большой темы или раздела, я предлагаю  ребятам круг вопросов, которые они должны усвоить, на которые должны быть готовы ответить устно. Обязательно уточняю сроки. Часть учебных часов я использую для начитки материала (лекции), а затем отрабатываем  этот материал,  используя различные типы заданий.  Так как учащиеся X - XI классов мотивированы на поступление в высшие учебные заведения, сдачу ЦТ по предмету, обязательно  делаю подборку заданий из ЦТ за все предыдущие годы. Таким образом, у нас есть возможность проследить различные типы заданий по конкретной теме. Готовлю много заданий для того, чтобы помочь учащемуся правильно сориентироваться в теме, обнаружить пробелы и вовремя их устранить. Вот конкретный пример: приступая к изучению главы «Цитология», я предлагаю ребятам 130 вопросов (открытые тесты). К моменту, когда нужно дать на них ответы, мы вместе их сверяем или я раздаю ответы, и учащиеся самостоятельно их проверяют.  Затем предлагаю 40 вопросов для устного ответа. В такой ситуации ученик чувствует себя уверенней, он заранее знает, что от него будут требовать. Если не получилось сдать зачет по теме с первого раза, просто придется доучить и ответить в следующий раз. Главное в этой ситуации - усвоить материал.

 Одним из элементов АО является критерий достижения цели - «НА-ШТО-БУ-З-У» (на што буду звяртаць увагу).

       Плюсом НАШТОБУЗУ считается то, что содержание контроля становится открытым, незасекреченным.

        Вообще разработка критериев достижения целей является очень удобной при составлении тестов. НАШТОБУЗУ становится своеобразной готовой картотекой.

 Элементы АО:

1. Ключевые вопросы.

2. Техника задавания вопросов и реагирование на ответы учащихся.

3. Доведение до учащихся целей урока.

4. Определение критериев достижения цели.

5. Обратная информация от учителя.

6. Взаимооценка – обратная информация от другого ученика.

7. Самооценка.

 АО необходима, чтобы:

  • учителя получали большую отдачу от процесса обучения;
  • вместо конкуренции на урок пришло сотрудничество;
  • индивидуализация стала фактом, а не только желанием;
  • учащиеся работали более эффективно и осознанно;
  • родители поддерживали процесс обучения.

Идеи  АО:

  • заинтересованность  помогает обучению;
  • вопросы к учащимся служат стимулом к знаниям;
  • учащийся несёт ответственность за собственное обучение;
  • учащийся - полноправный участник процесса обучения;
  • учащийся получает подробную информацию о своих учебных достижениях;
  • взаимопомощь учащихся помогает обучению;
  • учащийся сам планирует своё обучение.