Худенко Я.В. :: ГУО "Боровлянская гимназия"

Худенко Я.В.

Главная : Учительская : Методическая работа : Методическая копилка : Худенко Я.В.

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Из опыта работы учителя информатики высшей квалификационной категории Худенко Ядвиги Викторовны

Я полностью согласна с известным высказыванием Л. Толстого: "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений".

Исследовательская деятельность в учреждениях образования требует определённой подготовки, как учащегося, так и педагога. От этого зависит успех их совместной работы (естественно, основная доля ответственности ложится на руководителя исследования, играющего роль ведущего, более опытного участника).

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу школьников, придать ей исследовательский, творческий характер и передать учащимся инициативу в организации своей самостоятельной поисковой активности, как главному двигателю исследовательского поведения. Исследовательская деятельность позволяет ученику выйти в культурное пространство самоопределения, оказаться в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной области. При этом каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, который стимулирует учебную активность, рождение новых замыслов, позволяет наиболее полно реализовать роль партнера, коллеги, иметь собственную позицию по отношению к окружающей действительности.  

Цель опыта: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством организации исследовательской деятельности с учащимися по информатике.

В процессе работы решались задачи:

  • развивать интеллектуальную творческую инициативу учащихся в процессе освоения различных языков программирования;
  • создать предпосылки для развития навыков исследовательской деятельности учащихся;
  • создать предпосылки для развития научного образа мышления;
  • расширение возможности для участия одарённых и способных учащихся  в различных творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Обобщаемый мною опыт относится к  поиску эффективных способов и методов развития творческих способностей учащихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности, начиная с урока информатики.

Основополагающими принципами опыта являются результативность образовательного процесса, научность, доступность, последовательность, многократное повторение, сотрудничество в процессе обучения.

В исследовательской работе учащихся всегда должны содержаться обязательные элементы научного исследования: выбор и формулировка проблемы и темы, постановка цели, формулирование задач, выбор мето­дов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. 

Организуя исследовательскую деятельность, мы должны понимать, что исследование является учебным. В образовании цель исследовательской деятельности ― приобретение учащимися функционального навыка исследования, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Познавательная активность учащихся проявляется непосредственно на уроке в процессе изучения конкретной темы. Например, при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» в 8 классе учащимся была предложена задача: «Составьте программу «Угадай!». Программа «задумывает случайное число в диапазоне от 0 до 99. После каждой попытки играющего угадать число программа выводит на экран одно из сообщений: «Больше», «Меньше» или «Угадано». На отгадывание числа даётся 10 попыток. Программа завершается при выполнении одного из условий: дан правильный ответ либо все попытки исчерпаны». Учащиеся предложили много различных вариантов решения данной задачи,  дополняя самостоятельно вывод результатов в самых различных интерпретациях и усложняя самостоятельно условие самой задачи. После изучения данной темы у ребят проявился интерес к самостоятельному написанию кода для некоторых игр. Например, игра «Тетрис», «Новогодний  дождь»  на языке программирования Java.

Ученик, принимающий решение, вольно или невольно как бы «прокручивает» ту ситуацию, в которой возникла необходимость принятия решения. Эта ситуация может быть связана с рядом проблем, которые так или иначе затрагиваются при принятии решения. Ведь работа с проблемой всегда связана с процессом принятия решения. Работа по продумыванию учеником проблем и ситуации, в которой они существуют, с целью выделения и формулирования главной проблемы, установления проблемных связей, формулирование своей цели после уточнения выделенной проблемы – один из этапов создания творческого продукта. Многие учащиеся согласны реализовать свои знания и умения в создании определенного творческого продукта.

Особый интерес вызвала тема, связанная с изучением электронных таблиц и компьютерной реализации моделей в Ехсel в 10 классе. Задачи, связанные с вычислением простого и сложного процента (с капитализацией), не только позволили учащимся узнать, как начисляются проценты в банке, построить экономическую модель, но и выбрать тему для написания исследовательской работы в 11 классе.

Ученицы поставили перед собой следующую задачу: создать программу расчёта кредитных операций (для аннуитентных и дифференцированных платежей) и депозитных операций (используя простой и капитализированный проценты начисления) в среде Visual Basic for Applications.  Программа должна запрашивать у пользователя все входные данные с помощью формы или диалоговых окон, автоматически рассчитывать все выходные данные кредитных и депозитных операций,автоматически строить графики на основе рассчитанных значений на другом листе книги. 

Более того, изучение программирования и экономических понятий на школьной ступени, повлияло на дальнейший выбор профессий у девочек. Сегодня: одна из них – программист-экономист, другая – экономист в банковской сфере.

Огромную роль в учебном процессе имеют межпредметные связи. В 11 классах при изучении темы «Основы веб-конструирования» ребята с удовольствием создают фрагменты веб-сайтов из различных предметных областей (математика, информатика, история, география, химия и биология и др.) Причём, если сначала они пытаются это сделать, используя визуальные инструменты разработки веб-сайтов (например, используя  программу FrontPage), то затем, изучая язык разметки HTML и CSS,  у некоторых учащихся проявляется интерес для создания сайтов на уже почти профессиональном уровне.  Результат – программный продукт, который можно применять на уроках  и факультативных занятиях по различным предметам. Наглядно, удобно и  более выигрышно по сравнению с презентацией.

Изучая дополнительно новые языки программирования и платформы для написания веб-сайтов (JAVASCIPT,  VISUAL C#, ASP.NET, .NET),  учащиеся создают свои веб-сайты. Например, в виде теста по математике или, что намного сложнее, в виде отдельных программных модулей. У учащегося  11 класса появилась идея для написания работы по теме "Разработка модуля "Форум" для сайта детского отделения учреждения здравоохранения "Минская центральная районная больница", которую он реализовал, используя платформу .NET (технологии ASP.NET) А другой учащийся разработал на базе той же платформы  3D слайдер для сайта учреждения.

Факультативные занятия по информатике, которые я провожу с целью подготовки  к олимпиаде по программированию, развивает логико-алгоритмическое мышление, что тоже очень важно для развития творческого подхода. Как правило, олимпиадники в большей степени проявляют интерес к исследовательской деятельности. Это связано с возрастающей познавательной активностью учащихся не только в школе, но и дома.  Ребята много работают самостоятельно, стремятся освоить новые перспективные программы, приложения и языки программирования. А это позволяет им проще реализовать свои замыслы в написании своего программного продукта либо исследовании какой-то сложной задачи.

Так у одного из учащихся возникла идея написать многофункциональное консольное  приложение на языке программирования C++. В результате был создан программный продукт, состоящий из перечня модулей (селектора, проверки пароля, сортировки, шифрования/дешифровки, математики, синтеза и анализа слова состояния оборудования, обработки структур переменной длины, работы с IP адресами) на языке C++ с использованием как процедурно-ориентированного метода, так и элементами объектно-ориентированного подхода.

В последние два года мои учащиеся с удовольствием принимают участие в разных номинациях конкурса #IT_link, проводимым Парком высоких технологий. Почему ребятам так нравится этот конкурс? В нём нужны свежие креативные нестандартные идеи. И будь то мобильное приложение, написанное на языке Java, либо проект, связанный с IT-сферой, учащиеся стремятся придумать что-то новое, они творчески мыслят, раскрываются их творческие способности и интеллектуальный потенциал.