Памятка для учащихся :: ГУО "Боровлянская гимназия"

Памятка для учащихся

Главная : О гимназии : Социально-педагогическая и психологическая служба : Памятка для учащихся

Лучший бой – тот, который не состоялся! 

Драки издавна существовали в истории, в том числе, как традиции в культуре определенных народов. Но одно дело, когда это часть традиции, культуры или вид спорта и совсем другое, когда это становится частью повседневной жизни детей.

         Родители, педагоги, люди на экранах телевизоров постоянно говорят о том, что этого делать нельзя, это плохо и совсем неэффективно в разрешении сложившейся конфликтной ситуации. Но прислушиваешься ли ты к ним и делаешь ли выводы?

         Внутренне – да, а вот внешне все не так просто.

         Часто мы стремимся противопоставить себя обществу, считаем, что только наше решение является правильным.

         Понятно, что конфликт не рождается на пустом месте (хотя иногда бывает и так). И ты оправдываешь себя именно тем, что это твоя адекватная реакция на брошенный вызов, оскорбление, косой взгляд и еще, еще, еще. Ты можешь долго копить в себе обиду, обдумывать «план мести», а можешь сразу ответить «обидчику».

         Да, конфликт – это нормальное состояние личности. Пока человек реализует сознательную жизнедеятельность, он находится в конфликте с другими людьми, группами людей или с самим собой. Но твоей целью должно стать освоение навыков, которые помогут понять, как решить конфликт мирным путем. Это позволит тебе не только развить и укрепить характер, но и получить наивысший авторитет у друзей, одноклассников, одногруппников, других людей. Воспитывай уверенность в себе, своих силах, что позволит тебе противостоять агрессии, страху и тревоге и даст оппоненту почувствовать, что он имеет дело с сильным человеком, который при этом не провоцирует дальнейшего развития конфликта. Ведь применение силы – это одновременно и слабость, проявляющаяся в неспособности дать адекватный отпор. Уверенному в себе человеку под силу разрешить множество сложных ситуаций.

         Вступая в конфликт с использованием силовых методов его решения, ты вряд ли задумываешься о последствиях или просчитываешь их. Все твои мысли заняты лишь одним – отомстить обидчику, дать ему отпор, наказать. Ты и представить себе не можешь, чем могут закончиться такие выяснения отношений.

         Вот реальный случай из практики.

         В ходе произошедшей ссоры два товарища Д. и С., один из которых на момент произошедшего был несовершеннолетним и обучался в одном из лицеев города М…., нанесли ногой удар в область головы И. Те телесные повреждения, которые от удара получил И., оказались тяжкими и не совместимыми с жизнью. Потерпевший умер в больнице спустя несколько месяцев, не приходя в сознание. Трагедия для обеих сторон. Одному человеку она стоила жизни, а двум другим – свободы. И их жизнь уже никогда не будет прежней. До произошедшего, обвиняемые ни в чем криминальном замечены не были: не привлекались ни к уголовной, ни к административной ответственности, удовлетворительно характеризовались. Несмотря на это, вынесенный приговор суда суров и справедлив – лишение свободы обоим. Д., который совершил преступление еще в несовершеннолетнем возрасте, – 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, а С. – 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима.

         Ни слезы, ни раскаяние уже не помогут тебе избежать ответственности.

         Все это еще раз свидетельствует о том, что поднимая руку или кулак, ты никогда не можешь быть уверен в том, что все закончится хорошо и никогда не сможешь предугадать последствия, так как люди имеют разную комплекцию, подготовку, здоровье и силу.

         Выяснение отношений, приводящее к серьезным последствиям, иногда происходит и на территории учреждений образования.

         Например, на территории одной из гимназий, расположенных в городе Н….., произошел конфликт между двумя несовершеннолетними К. и Г. В ходе этого конфликта К. применил насилие в отношении Г. В результате Г. причинены менее тяжкие телесные повреждения, а К. осужден судом к 1 году лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на 1 год.

         К сожалению, такие факты не единичны.

         В данном случае важно знать и некоторые юридические моменты, которые помогут тебе лучше понять ответственность за свои поступки.

     По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Но Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее УК) содержит и исключения. Так, с четырнадцати лет подлежат уголовной ответственности лица, в том числе, за убийство (статья 139); причинение смерти по неосторожности (статья 144); умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147) и умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149).

Кроме уголовной ответственности существуют и другие ее виды.

Так, часто драки заканчиваются причинением потерпевшей стороне телесных повреждений, не повлекших за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности (незначительные скоропроходящие последствия для здоровья, длившиеся не более 6 дней включительно). В таких случаях с 14-летнего возраста лицо несет ответственность в соответствии с ч.1 ст.9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Но и это еще не все.

Существует также и гражданско-правовая ответственность. Пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда. Сюда относится, в том числе, возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

Если ты несовершеннолетний, это не значит, что платить за последствия своих действий не придется.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред. Если твоих средств будет недостаточно для возмещения вреда, то возмещать вред полностью или в недостающей части придется родителям.

И помни, если тебе нет 14 лет, а ты совершил противоправные действия, причинив кому-либо телесные повреждения, - это не значит, что тебе ничего не будет.

По поступившему заявлению или сообщению, а также при непосредственном обнаружении признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения, будет  проводиться проверка и приниматься решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за не достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или о прекращении дела об административном правонарушении по тому же основанию.

Копия одного из таких постановлений направляется в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Более того, при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в отношении тебя даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Но и это еще не все. В случае заявления пострадавшей стороной требований о возмещении вреда, твоим родителям придется его возмещать.

Из всех описанных ситуаций можно сделать лишь один вывод.  

Лучший бой – тот, который не состоялся!

 

Правильная организация свободного времени учащихся 

Отдых детей, так же как и их рабочее время, нужно правильно организовать. Нельзя допускать, чтобы выходные дни стали для детей -днями безделья и скуки. «Праздность — мать пороков»,— говорит народная мудрость. В этих словах заключен глубокий педагогический, смысл. Дети, у которых много свободного времени, которые бесцельно блуждают по улицам, часто начинают нарушать порядок и дисциплину. Вместе с тем от беспорядочного времяпровождение они быстрее, утомляются, истощают свои силы.

Надо научить детей весело и разумно отдыхать, восстанавливать силы. От правильной организации свободного времени детей во многом зависит их работоспособность. Многие родители свои выходные дни стараются проводить вместе с детьми.

Свободное время у школьников бывает не только в выходные и праздничные дни, но и в обычные рабочие дни, после приготовления уроков. Нужно следить за тем, чтобы это время дети проводили главным образом на воздухе, занимались спортом, подвижными играми.

Здоровье, интеллект и гармоничное развитие ребенка очень важны для всех любящих родителей, поэтому их задачей является правильная организация досуга своего ребенка. Сегодня в каждом городе имеется множество разных кружков, детских клубов, секций, способствующих развитию определенных умений и навыков детей.

Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби.

Поэтому родителям необходимо вовремя выявить этот интерес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности.

Какие виды индивидуального досуга могут быть использованы детьми? Это могут быть разнообразные виды увлечений, например: цветоводство, танцы, музыка, занятия спортом, вязание, выжигание, плетение, вышивание, конструирование и др.   Здесь уже важна роль родителей, их поддержка, подсказка, поощрение, помощь в подборе необходимой литературы, материала, инструментов. Интерес к тому или иному виду деятельности необходимо у ребенка вовремя увидеть, помочь ему определиться в выборе форм индивидуального досуга, проявить внимание и свой интерес к данному увлечению ребенка.

Как известно, у каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации и проведения свободного времени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.

Самый простой вид досуга — это отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть чтение, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее он является неотъемлемым элементом жизни, служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, функцию развития и гармонизации.

Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая — развитие его духовных и физических сил, третья — гармонию души и тела. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении научной литературы, посещении музеев, выставок и др. Если, например, развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, служит для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей — творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. 

ДОСУГ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 

Сразу домой. Некоторые родители предпочитают, чтобы их ребенок сразу после школы отправлялся домой, там обедал, звонил им. Конечно, мамин домашний обед намного вкуснее, чем школьное питание. Да и неплохо какое-то время провести ребенку в тишине. Но тут возникает проблема, как уследить за ребенком, чтобы, отдохнув, он не бездельничал. А то к приходу родителей, ребенок, пересмотрев все передачи по телевизору, или просидев за компьютером все время, уставший только начинает приступать к урокам. Сила воли есть далеко не у каждого школьника. И не поможет, если вы будете через каждую минуту звонить и узнавать, сделал ли он математику? В этом случае лучше всего заранее договориться, к какому времени должны быть сделаны уроки. Да и не помешает установить наказание за невыполнение. К тому же ребе­нок должен помогать по дому. Обговорите заранее - сходить в магазин, почистить картошку, помыть посуду и т. д.

Продленка. Когда в доме есть бабушка с дедушкой, которые могут проконтролировать ребенка, то это здорово. А если нет? Когда родители весь день на работе, а присмотреть за ребенком некому, то пребывание в продленке ученика – просто выход для родителей. До прихода родителей ребенок не покидает школу. Под присмотром педагога-воспитателя ребенок сделает уроки. Если будет необходимость, педагог поможет выполнить домашнее задание. От учителя напрямую зависит целесообразность проведенного здесь времени. Продленки обычно работают по принципу: пообедали, погуляли на улице, выполнили домашнее задание в классе. В группу продленного дня берут всех желающих. Большинство школ проводят занятия по интересам. Это могут быть кружки музыки, рисования и т.д. Если вы запишете ребенка в продленку, он в свободное время может посещать такие кружки. Так  он будет и под контролем, и при деле.

Внешкольные занятия. Цель занятий в секциях или кружках - занять свободное время учащихся, заинтересовать их. Обычно детские дома творчества проводят дни открытых дверей. Вы со своим ребенком можете поприсутствовать на таких занятиях, присмотреться. Бывает, что ребенок одновременно решил записаться чуть ли не в 10 кружков сразу. Пусть вас это не пугает. Пусть записывается и начинает посещать. Буквально за месяц он сможет определиться. Где-то ему уже не так понравится. Где-то он не подойдет или расписание посещения кружка вас не устроит. В итоге останется 2-3 кружка или секции. Если вы обнаружите, что у ребенка все дни расписаны по минутам, пусть это вас не пугает. Подобная нагрузка только дисциплинирует, поможет правильно организовать свое время. Известно, что успевает и лучше учится тот ученик, у которого вся неделя расписана школьными и внешкольными занятиями.

ДОСУГ ШКОЛЬНИКА СТАРШИХ КЛАССОВ. 

Чтобы ваш ребенок чувствовал любовь родителей, нужно хотя бы пару часов проводить вместе с ним. Психологи давно заметили, что когда родители вместе с детьми играют, смотрят телевизор, слушают песни, они объединяются со своими детьми. Если же ваш ребенок все свое свободное время проводит у компьютера, то это лишний раз говорит о том, что у родителей нет времени или желания его тратить на ребенка. Попытайтесь заинтересовать ребенка какими-нибудь увлечениями. Психологи уверяют, что занятия, которые приносят удовольствие, являются отличной защитой от любых личностных невзгод. Здесь нужно исходить из характера ребенка, его желаний и интересов. Каких только кружков по интересам не предлагают центры внешкольной работы. Это рисование, валяние из шерсти, различные ремесленные студии, вокальные студии, можно пробовать свои силы на сцене.

Спорт и танцы. Почему бы не попробовать себя в каком-нибудь виде спорта. Например, восточные единоборства, которые прекрасно подойдут и мальчикам и девочкам. Восточные единоборства учат и внутренней гармонии, и способности постоять за себя в любой ситуации. Здесь каждый ребенок достигнет больших результатов. Видов спорта существует много, на любой вкус. Главное с увлечением их посещать. Красивое и полезное времяпрепровождения - это посещение секции танцев. Танцы привлекают к себе не только девочек, но и мальчиков. Танцы научат ребенка не только красиво двигаться, чувствовать музыку, но и хорошо держать осанку. Но главное, не стоит заставлять посещать бассейн, если ребенок мечтает заниматься музыкой и, соответственно, наоборот.

Интеллектуальный досуг ребенка. Что касается интеллектуального досуга, то для каждого ребенка должен быть и умственный отдых. Это будет основой новых знаний. Человек должен быть всесторонне развитым. Хорошо, если ребенок заинтересуется игрой в шахматы или шашки. Эти игры способны развить у ребенка математические способности. Нет желания заниматься шахматами и шашками? Попробуйте заинтересовать игрой в монополию. Даже игра в мозаику развивает не только моторику пальцев, но и внимание, логическое мышление. Намного полезнее и эффективнее бесцельного провождения времени занятия иностранными языками. Ведь изучение иностранных языков - это расширение кругозора, знакомство с иным миром и людьми, его населяющими и не только. Тут  одни плюсы!

Развитию детского творчества способствует такое искусство, как оригами - искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея. Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со взрослым и сверстниками на разных этапах развития ребенка, повышает самооценку. Все виды художественной деятельности носят, коррекционную направленность по своей сути: они способствуют овладению техническими навыками, развитию мелкой моторики, восприятия.

Мы посоветуем вам уделить внимание чередованию различных развлечений по времени. Каждому увлечению свое время. Так, например, для интеллектуальных игр лучше всего подходит время с 3-х до 5-ти часов дня. В это время мозг лучше всего способен сконцентрировать внимание. Вечером лучше всего занятия с ребенком спортом. Разделите активный и пассивный до­суг, и тогда ребенок будет расти здоровым и умным человеком.

 

Все родители понимают, как важно правильно досуг своего ребенка организовать, и в первую очередь для ребенка, который достиг уже среднего «трудного» школьного возраста. Сейчас, когда существует огромное количество клубов, спортивных секций, кружков, когда есть компьютер почти у каждого подростка, который в свою очередь способен предоставить огромное количество возможностей для занятий в свободное время, папе и маме показаться может, что с них проблема может быть снята не устроенного свободного времени их дочери или сына. Но мы вас спешим разочаровать: за отдых ребенка отвечают именно родители на протяжении всего детского и подросткового возраста.

Чтобы целыми днями ваш ребенок не тратил свое драгоценное зрение перед монитором или телевизором, или и того хуже всего « ни в коем случае не попал бы под влияние дурного характера улицы», ему просто необходимо помочь найти захватывающие и полезные увлечения.

Лучший вариант, если вы будете со своим чадом вместе заниматься спортом хотя бы на первых парах. Вспомните, как вы в молодости прыгали с вышки, ходили в бассейн, или все свое свободное время посвящали катанию на велосипеде. Даже простого типа пробежка на свежем воздухе вместе со своим детьми, позволит вам не только надышаться свежим воздухом и налюбоваться окрестностями, но и укрепить отношения между вами и вашими детьми, а также создать при этом неразрывного характера узы общих интересов.

В качестве хобби предлагайте тинейджеру такие виды деятельности, где он сможет проявить максимально свою самостоятельность, принимать решения, и конечно, по-настоящему для него интересные. Таким увлечение, которое способно захватить подростка на длительное время, может стать туризм пешеходного характера. Если вы этим видом активного отдыха сами увлекаетесь, ваш ребенок это увлечение с удовольствием на 100% с вами разделит. Дети в таком возрасте немного романтики, их так и манят путешествия в дальние края.

Конечно же, каждому подростку важна, как никогда свобода, но это только может вам казаться, что его единственное желание, заключается в том, чтобы его оставили в покое. На самом же деле вашей дочке или сыну очень важно знать, что есть родители в его жизни, которые его мудрее, которые помочь могут ему найти выход из разной запутанной ситуации, и принять при этом ответственное решение.

Да, конечно, подросток всегда будет говорить о самостоятельности и независимости, вы навязчивыми быть не должны, приставать со всякого рода бесконечными советами и нравоучениями – это может только оттолкнуть от вас вашего ребенка-подростка. А вот по-настоящему интересное и совместное увлечение, а также ваше тактическое присутствие рядом с вашим ребенком-подростком, действительно вас способны сблизить.